Видный российский поэт и знаток Кавказа Сергей Городецкий в марте 1919 года в газете “Кавказское слово” опубликовал статью о Карабахе. В ней он писал: “В Карабахе, в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племен, сохраняя свою культуру, обороняя свое национальное лицо”. “Все будущее возрожденных наций, — отмечал Городецкий, — зависит от того, найдут ли они в самих себе достаточное количество, так сказать, дрожжей своей национальной культуры. При таких условиях все центры, где по тем или иным причинам сконцентрировалась культурная жизнь, приобретают исключительное значение. Таково и значение Карабаха для Армении”. И действительно, трудно переоценить роль и значение Карабаха в политической и культурной истории армянского народа. Здесь, на небольшой территории, сконцентрировано такое количество армянских фортификационных, религиозных и культурных памятников прошлых веков, какое вряд ли найдешь в каком-либо ином уголке нашем планеты. Общее число армянских памятников культуры в Арцахе превышает 2 тысячи! Это крепости, замечательные храмы и монастыри, церкви и молельни, постоялые дворы и общественные здания. Со времен раннего христианства сохранились также тысячи бесподобных межевых и поминальных хачкаров (камней с резным изображением креста), ажурная вязь которых, переплетающаяся с армянским орнаментом и письмом, с давних времен вызывает восхищение чужестранцев. Поэт Эдуардас Межелайтис назвал хачкары “армянским феноменом, своеобразным символом Армении”. ...В древности Карабах именовался Арцахом. Еще в VII-VIII веках до нашей эры он входил в состав Араратского, а затем Великого Армянского царства. Об этом свидетельствуют такие древнегреческие авторы, как Страбон, Плиний старший, Плутарх, Клавдий Птолемей и другие. Мощный подъем духовной культуры в Армении, в том числе и в Арцах-Карабахе, начался в IV веке, когда армяне в 301 году первыми в мире приняли христианство в качестве государственной религии. Тогда и начался здесь широкий размах строительства прекрасных культовых сооружений, самым значительным из которых явился монастырь Амарас. Это было в начале IV века, когда святой Григорий Просветитель, первый Католикос всех армян, в цветущей долине реки Амарас основал христианский монастырь. Амарасская долина и сегодня поражает своей первозданной красотой, пышной зеленью полей, садов и лесистых склонов. В этом благословенном краю в начале V века создатель армянского алфавита Месроп Маштоц недалеко от амарасского монастыря открыл также первую армянскую школу. Очень скоро культовый комплекс Амараса стал главным центром духовной и культурной жизни Арцах-Карабаха. Древний Амарас пережил на своем веку все тяготы горькой судьбы, которые выпали на долю Карабаха и карабахцев. Его разрушали, предавали огню иноверцы-завоеватели – татаро-монголы, арабы, а также кочевые тюркские племена, которые стали вторгаться в пределы Карабаха на рубеже XII века. Но карабахцы сопротивлялись, отстаивая свою землю, свою веру. Поднимался из пепла и вновь отстраивался Амарас — символ армянской стойкости. Помню себя совсем мальчиком, когда моя ученая тетка — княгиня Мелик-Шахназарова-Аргутинская привезла меня в Амарас, где покоились ее предки, и подвела к святыне монастыря — древнему надгробию. Надпись на нем гласила, что здесь захоронен святой Григорис, Католикос Алуанка, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами — диаконами из Арцаха... Древнейшие архитектурные памятники Арцах-Карабаха мало известны мировой общественности. И объяснение этому одно: многовековое господство чужеземцев не могло способствовать широкой пропаганде их достоинств. Более того, иноверцы задавались единой целью – разрушать, стирать с лица земли карабахские шедевры. И только немыслимое их обилие способствовало тому, что многие из них сохранились до наших дней. Среди них прекрасный монастырский комплекс Дадиванк со своими десятью сооружениями V-VI веков, храм Вачагана Благочестивого, монастыри Глхо и апостола Егише, купольные храмы Хутудре, Хожараберда, Охти-дурни и другие. Кстати, эти древние храмы, построенные карабахскими зодчими, являют собой яркие образцы необыкновенно рациональных конструкций армянских культовых сооружений. Выдающийся австрийский искусствовед Йозеф Стржиговский в своей знаменитой книге “Происхождение христианской церкви”, отмечая вклад армянского зодчества в мировую строительную технику, писал, что “Возрождению было суждено воспринять существенное преимущество совершенного армянского купола и дать ему широкое место во всем европейском зодчестве”. Многовековая борьба карабахских армян за национальную независимость не могла не способствовать серьезному развитию их фортификационного искусства. Здесь особое внимание уделялось древними строителями не только мощным стенам и контрфорсам, но и особой системе подземных сооружении и сигнальной связи. И сегодня можно любоваться наиболее известными крепостями Карабаха — Хаченобердом, Шикакаром, Тигранабердом, Гюлистаном, Аканабердом и доброй сотне других. Одна из них — знаменитая крепость Джраберд, воздвигнутая в суровой местности, где река Трхи сливается с бурным Тартаром. Средневековый армянский правовед Мхитар Гош свидетельствует, что она впервые упоминается в летописях в связи с набегом хазар в 20-х годах VII века. А классик армянской литературы Раффи, описывая эту мощную цитадель, писал: “Из чудовищной глубины поднимается голая клинообразная скала. Смотришь и восхищаешься: насколько умна природа, что предназначила подобное чудо людям, которые могут найти здесь убежище от свирепых и чуждых орд”. Джраберд считается самой неприступной крепостью Карабаха. Она с трех сторон окружена высокими скалами, а с четвертой — укреплена огромными стенами, причем дорога к единственному входу в крепость идет по крепостной стене. Конечно, архитектурных памятников XII-XIX веков в Карабахе сохранилось значительно больше, чем более ранних построек. И среди них также немало выдающихся сооружений. Их подробно описывали многие историки и искусствоведы — Якобсон, Тревер, Новосельцев, Лео, Орбели и другие. Но истинным шедевром армянской архитектуры Карабаха является, конечно, храм Гандзасар, построенный в 1236 году. Своей монументальностью и изумительными декоративными решениями этот памятник концентрирует в себе все многовековое творчество народа-созидателя. И совсем не случайно, что такой выдающийся знаток архитектуры, как А.Якобсон, назвал этот храм энциклопедией и жемчужиной армянского зодчества, а знаменитый византолог Шарль Дил из Сорбонны считал Гандзасар одним из пяти армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры. Немало видных памятников армянской архитектуры было создано зодчими Карабаха и в более близкое к нам время — в период XVI-XIX столетий. Упомянем из них только те, которые были построены в городе Шуши — в центре восточно-армянской культуры нового времени. Это монументальный храм Казанчецоц с огромным куполом, который покоится на четырех мощных колоннах. Его стены опоясаны многочисленными декоративными горельефными поясами, а порталы украшены множеством каменных орнаментов. Среди других памятников Шуши достойны упоминания церкви Канач-жам, Кусаноц-ванк, Мегрецоц, а также две мечети — Верхняя и Нижняя, которые являются интересными образцами азербайджанского искусства. Других известных памятников мусульманского зодчества на территории Нагорного Карабаха нет. Война в Нагорном Карабахе повредила ценные архитектурные сооружения. Сегодня уже можно сосчитать большой урон, причиненный им снарядами и бомбами. Но, как и в былые времена, карабахцы исполнены желания залечить раны войны и сохранить свои святыни. Журнал “Диалог”, №6, 1997 г.