Целью, которая интересует нас в этой статье, будет рассмотрение устройство западного общества, как оно представляется с точки зрения теории этногенеза, и более подробное рассмотрение взаимоотношения экономики и этногенеза, в частности представляет особый интерес вопрос о влиянии конкуренции на общество, вопрос о том, как этот феномен связан с пассионарностью, если связан вообще. Другой вопрос который особо интересен с точки зрения этногенеза - это вопрос стабильного экономического роста, в какой мере это связано и совпадает с представлениями теории этногенеза. И с этой точки зрения мы рассмотрим феномен экспансии западных стран и исследуем, насколько этот феномен встроен в западное общество, и необходим ему. И последний вопрос, который интересен с точки зрения этой теории - это исследование влияния экономической деятельности на изменения поведения людей, раз уж экономика построена на конкуренции, следовательно на неком отборе людей и их поведения, и раз уж это именно та область, где непрерывно происходят упорядоченные определённым образом межэтнические контакты.
Напомним, что с точки зрения теории этногенеза(а точнее можно получить такую картину в полном согласии с положениями этой теории), в обществе есть два полюса - хорошо организованная и структурированная власть, и слабо организованное общество, а между этими полюсами находятся разные элиты. Элита может переконфигурировать власть, а может просто служить проводником между властью и обществом, позволяя властям понимать общество, или просто служить адекватным инструментом для выполнения решений власти. Одной модели соответствует Запад, другой условный Восток и Азия. Мы уже видели ранее в [1], что именно власть в первую очередь уязвима перед разложением, именно власть подвержена быстрой деградации в силу очень быстрого протекания в ней процессов этногенеза.
Безусловно, подобные по смыслу вопросы в теории цивилизаций уже являются исследованными, в частности они описываются отношениями центр-периферия мирсистемного подхода, однако в данном случае интерес представляет рассмотрение подобных отношений в рамках самостоятельного подхода в теории цивилизаций - в рамках подхода теории этногенеза. При этом мы можем получить новый оригинальный взгляд на существо протекающих процессов
Ссылки для более подробного ознакомления с взглядами на элиты, вытекающие из этногенеза :
[3]"Простая модель оценки элиты"
[2]"Элитология и теория этногенеза"
[1]"Власть как особый вид этноса"
Нетрудно заметить, что западное общество устроенно довольно оптимально в смысле теории Гумилёва, оно контролирует разложение своей власти при помощи элит, способных это делать в силу своей способности к самоорганизации и умению находить взаимоприемлемые решения в условиях конкуренции и даже взаимного антагонизма, и делает это за счёт ресурсов, получаемых из вне своих обществ, это та сторона жизни западного общества, которая традиционно называются грабежом чужих стран, теорией золотого миллиарда, бременем белого человека и прочими обёртками в зависимости от вкусов целевой аудитории.
Конечно, интуитивно понятно, что для противодействия энтропии необходимы какие-то ресурсы похожие на энергию или информацию, но что может быть аналогом физического понятия энергии для общества ? Может ли человеческий труд сконцентрированный в виде экономических ресурсов быть фактором снижения энтропии ?
Перед тем как перейти к рассмотрению вопросов, надо обязательно сказать, что по сути, мы исследуем вопрос о частично незамкнутом обществе, что выводит нас из поля концепций теории этногенеза, однако мы используем способ адаптации концепций этногенеза, который позволяет нам корректно использовать понятия теории этногенеза, в строгом смысле этого слова. Это возможно для интересующего нас круга явлений ввиду их сравнительно медленной скорости.
Что бы не терять нить рассуждений и понимать для чего они делаются надо иметь ввиду общую картину общества, которую мы будем описывать, данную в Методике. Однако мы обязательно должны учитывать, что из всех возможных форм живого, описанного в Методике, западное общество однозначно соответствует хищнику, и картина, которая возникает из результатов нашего рассмотрения, однозначно будет будет подтверждать эту классификацию.
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Для ответа на интересующий нас вопрос вспомним, на что расходуется энергия пассионарного толчка. Она расходуется на последующую активность членов данного общества. Т.е используя каким либо образом чужой труд, чужую активность, можно увеличивать запас активности членов своего общества. Но форма, в которой проявляется активность, различна для разных обществ, ведь стереотипы поведения различны для разных обществ, и их совместимость совсем не гарантирована, как мы знаем. Поэтому вопрос формы, в которой будет усваиваться активность какого либо общества важен, и об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас нужно зафиксировать, что возможны способы усвоения активности чужого общества. Но может быть и обратная ситуация, когда одно общество является объектом приложения усилий и активности другого общества, а значит такое воздействие, при накоплении определённого количества может явиться фактором изменения стереотипов поведения.
Только надо ясно понимать, что для этнических процессов важно не столько потребление труда, сколько потребление качественной характеристики труда, связанной с его созидающей ролью.
ЭКОНОМИКА И ЭТНОГЕНЕЗ
Из-за требования важности формы потребления активности чужого общества ясно видна важность того, что при помощи экономических отношений и власти господствующее общество заставляет подчинённое общество проявлять активность в форме, которая может быть усвоена в диктующем и отбирающем обществе. Неравноправный обмен усиливает эффективность потребления, но взаимная приемлемость результатов обмена это уже нечто, внутренне присущее именно экономической деятельности. Ведь при экономической активности происходит некий обмен, равноправный или нет, но обмен одних товаров на другие, а значит и предпосылкой такого обмена является наличие чего то, полезного в двух разных обществах.
Хозяйство, добыча пропитания есть безусловно один из ключевых факторов обеспечения воспроизводства жизни, т.е эта сфера безусловно имеет своё описание с точки зрения этногенеза. Деньги и экономические ресурсы доступные людям это концентрация в их руках труда и усилий других людей, это способ взаимодействия людей и концентрации человеческих усилий, в том числе и того особого качества этих усилий, о котором говорилось выше, и это истинно, даже если человек держит в руках деньги не сталкиваясь с другими людьми, которые создали ценности, выражаемые этими ресурсами.
А человеческий труд, сознательная активность, творчество и созидание это и есть факторы противодействия энтропии. Конечно преобладание той или иной компоненты или того или иного качества в труде и в финансах с математической точностью в рамках гуманитарного рассмотрения не возможно выяснить, но ясно, что человеческий труд связан с созиданием, и что степень полезности использования такого труда зависит от использующего общества, но в любом случае труд надо признать фактором противодействия энтропии. Важно,что фактором противодействия росту энтропии в своей стране он становится, когда потребляется внешний труд. Использование и потребление чужого труда как минимум экономит усилия в своём обществе, позволяя концентрировать ресурсы на решении других важных задач, необходимых для противостояния деструктивным процессам. Ну а при достаточном потреблении внешнего труда и правильном его использовании ввиду обязательного наличия созидательного качества у труда, он даже может полностью компенсировать рост энтропии ввиду текущей активности и даже уменьшать её. Эта оговорка необходима, так как не существует точного рецепта использования труда и ресурсов для достижения позитивных созидательных результатов - это всегда эмпирическое искусство.
Приведём пример технологий использования труда для личного развития. С точки зрения теории пассионарности, творчество это разновидность пассионарности, т.е способности преодолевать инстинкт самосохранения. Отсюда и основная идея - создавая для человека такие условия, в которых он будет ощущать себя уверенно при возникновении угроз, т.е сводя угрозы к таким формам и видам, с которыми конкретный человек способен бороться максимально эффективно, можно максимально задействовать творческий потенциал человека. Основная идея подхода в том, что в таких условиях человек может максимально эффективно бороться с инстинктом самосохранения и в максимальной степени преодолевать его давление. Очевидно, что фактически речь идёт в основном о манипуляции социальными условиями жизни и потому реализация этого метода предполагает разнообразие социальных условий в обществе и так же владение людьми определённым количеством материальных ресурсов, необходимых им для защиты и преодоления их усилиями условий, воспринимаемых ими как опасные для их жизни.
Эта социальная технология позволяет максимально эффективно использовать творческий потенциал человека, и одновременно максимально эффективно использовать пассионарный потенциал общества, фактически делая инновации и развитие общества в отрасль производства. По сути это важнейшее достижение западной цивилизации, благодаря которому она на длительном масштабе времени выигрывает гонку у любой другой цивилизации, и благодаря которому она определённую часть отчуждённых у хозяев ресурсов возвращает им в виде общечеловеческих достижений в науке и искусстве.
ЗАПАДНАЯ ЭЛИТА И ПОТРЕБЛЕНИЕ РЕСУРСОВ
Мы уже увидели, что потребление ресурсов вполне может компенсировать уменьшение общего запаса активности членов общества. Следовательно коррекция элитами властей, ставших неэффективными, требующая затрат созидательной активности на восстановление работоспособности властей, вполне может быть компенсирована использованием внешних ресурсов.
Вполне очевидно, что если требуемые для борьбы с деградацией элит ресурсы не потреблять извне страны, то их придётся брать внутри самой страны - увеличивая социальную напряжённость и все проблемы, которые с этим связаны. В условиях демократического устройства это быстро выльется в системный кризис.
ПРИЧИНЫ СТАБИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Самое время решить какой фактор является решающим в непрерывном росте экономики на Западе - потребности населения, межэлитная борьба, в которой симпатии населения являются фактором обеспечивающим победу той или иной элитной группировки на определённом этапе. Собственно само устройство общества на Западе делает неизбежным непрерывный рост экономики, иначе правящая группировка теряет власть, и это можно было бы считать вполне удовлетворительным ответом, но у него есть недостаток, таким ответом трудно оперировать для получения более тонких ответов, желательно как то выразить похожую мысль иначе, более операбильным способом.
Как мы видели, борьба с деградацией элит требует непрерывной ресурсной подпитки извне, но ведь ясно, что существует определённая величина эффективности такого потребления ресурсов, т.е доля необходимого ресурса для борьбы с деградацией будет составлять лишь определённую величину в общем объёме потреблённых ресурсов. Но необходимо понять ещё один принципиальный вопрос - до сих пор мы говорили о борьбе с деградацией элит как бы предполагая стратегию компенсации потерь неких ресурсов. Но это совсем не очевидная стратегия, не лучшая, и наверное даже и невозможная. Так как стратегия компенсации означает по сути поддержание статуса-кво, что равносильно пребыванию в изоляции, неизбежно связанной с ростом той же самой деградации, да и трудно для динамичной системы поддерживать такой баланс, критерии баланса отсутствуют - гораздо разумнее стратегия опережающего развития(не надо понимать это как только экономическое развитие), которая с некоторым излишком компенсирует явление деградации. Ну и ещё один важный фактор - опережающее развитие ради достижения новых ресурсов, которые можно потреблять, это способ сплочения элиты.
По видимому это и есть ответ на вопрос о источниках и механизмах стабильного экономического развития западных стран. Для борьбы с деградацией лучшая стратегия это опережающее развитие с некоторым темпом. А для развития, которое есть довольно серьёзный процесс, элиты должны создавать стимулы для населения своих стран - и таким образом мы приходим к необходимости стабильного экономического развития.
Однако необходимо помнить, что описанная стратегия необходима элитам только в случае сильной зависимости от собственного населения, которая может измениться с ростом возможности манипулирования своим населением, с возможностью давить на своё население внешними факторами.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНТАКТАХ
Выше мы говорили о способах борьбы элит с собственной деградацией, и нашли, что они вполне реализуемы.Этого мы однако не можем утверждать о всём населении страны, так как условие при котором возможность становится реальностью это личная активность, и некая потребность. Личной активности такого рода у неэлитариев в среднем предполагать неразумно, так как такой склад характера и есть основание для рекрутирования в элиты, а массовые потребности такого рода, если бы они были реальностью, неизбежно блокировались бы элитами, так как они подрывали бы основу общественных отношений и основу распределения власти, и дело не в том, что невозможно такие системы создать, а в том, что нынешнее состояние дел такого, что именно по этому фактору и этой роли происходит общественный водораздел. С другой стороны, эффективно блокировать такие гипотетические потребности можно только в случае если они не носят массового характера.
Для того, что бы говорить о этническом взаимодействии, мы должны иметь столкновение в какой то области разных этнических процессов, и некую философию и методику, которая из этих двух сталкивающихся подходов пробовала создать, синтезировать какой то другой, или просто неким систематическим путём воздействовала на один из этносов в этой области - другими словами необходима этническая доминанта.
В экономике победителю достаются ресурсы побеждённого ввиду конкуренции. Это безусловно механизм отбора, но кого он отбирает, пассионариев, или субъпассионариев, ведь казалось бы экономическая деятельность подчинена корыстным мотивам. Однако же, так как в результате экономической борьбы один субъект экономической активности поглощается другим, то результат борьбы определяется и соотношением ресурсных факторов, но и уровнем пассионарности данного экономического субъекта. Можно наверно сказать, что исход такой схватки должен определяться умением превращать уровень (субъ)пассионарности в количество ресурсов. Если исходить из того, что экономические субъекты имеют свои технологии и концепции управления, то конкуренция субъектов есть во многом конкуренция концепций управления, которые могут заимствовать друг у друга подходы, видоизменять их и включать как органическую часть в свои системы управления, а могут просто под давлением конкуренции совершенствоваться. В любом случае, это способ воздействия на своих работников, способ воздействия на их поведение. Конкуренция, не только экономическая, может служить фактором развития, способом массового выявления лучших, если условием победы в конкурентной борьбе не является овладевание первым каким либо ресурсом, неиспользуемым ещё конкурентами. Но являясь механизмом выявления и поддержки (субъ)пассионариев, конкуренция не привносит в общество развития, она может привносить его в общество только при потреблении внешних ресурсов, часть которых будет использована для развития.
Именно потому, элитам приходится создавать в обществе потребительские настроения, ограничивая эффективность конкуренции, что бы сохранить свои позиции, иначе можно получить в обществе множество потенциальных элитариев, готовых занять место в верхних эшелонах, уменьшая тем самым их незаменимость и привилегии. Создавая и развивая такие настроения, стимулируя развитие общества именно такими мотивами, элита разлагает общество со временем, но не идёт на ограничение своих привилегий.
ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ.
Вся логика нашего изложения и даже уже явно изложенные положения говорят о том, что ресурсы, сконцентрированные в руках людей могут использоваться для их личного развития, правда выше мы говорили о экономических ресурсах, но ведь очевидно, что способом концентрации ресурсов является и власть тоже. И все выше сделанные рассуждения о ресурсах сконцентрированных при помощи экономики, применимы и к этому случаю, меняется лишь способ концентрации, а способ использования ресурсов, описанный выше, от этого не меняется. Правда власть более специфичный механизм, она чаще чем экономические ресурсы являться средством концентрации внутри-общественных ресурсов. И соответственно, для людей, имеющих власть, такая ситуация является источником личного развития.
Сделаем одну оговорку - в ЭКОНОМИКА И ЭТНОГЕНЕЗ мы говорили использовании одним обществом ресурсов другого общества как дополнительный источник развития, и не говорили о личностях, использующих ресурсы для личного развития, но вполне очевидно, что такой механизм имеет и личный разрез, проявляясь как развитие конкретных людей, использующих некие ресурсы для личного развития, что является синонимом фразы, что человеческая активность может служить источником развития другого человека, что собственно не должно вызывать какого либо отторжения.
В реальной практике западные общества скорее всего ограничиваются разобранным в ЭКОНОМИКА И ЭТНОГЕНЕЗ примером социальной технологии, но именно возможность воздействия активности людей на психику других людей и возможность суммирования результатов такой активности и была по видимому природой явления, названного А.Зиновьевым коммунальностью.
РАЗНЫЕ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
ЦВЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ
Собственно, тут уже довольно ясно, что использование внешних ресурсов может быть эффективным источником развития страны, ее жителей и особенно элиты, приводя к доминированию этих стран над другими, которые не имеют такой эффективной и изощрённой технологии использования внешних ресурсов, к сожалению по необходимости являющихся присвоением результатов чужого труда. Правда некоторым оправданием этому обстоятельству является то, что в результате такого разграбления часть ресурсов используется на развитие, создавая ценности и предметы, являющиеся тем не менее общечеловеческими.
Конкуренция с такими обществами, для других обществ, не приемлющих понятие грабежа и уничтожения чужой культуры должна быть тяжёлым делом, проявляясь в повышенной эксплуатации собственного населения, для получения необходимых для эффективной межгосударственной конкуренции, но такое положение дел в определённой степени является платой за жизнь в соответствии с собственными убеждениями.
В принципе довольно очевидна стратегия конкуренции с такими хищными обществами - надо лишить их возможности грабить другие страны и культуры, а это в первую очередь задача культурного и духовного развития этих стран, использование ими неких технологий культуры, уже хорошо отработанных в других культурах.т.е необходимо организовать и защитить локальные формы этногенеза, что тоже требует затрат и определённого времени, но это лучшая стратегия борьбы. Необходимо комбинировать использование ресурсов внешних стран, эксплуатацию собственного населения для выигрыша необходимого времени, когда реализованные меры будут давать эффект.
Нужно развивать все формы локального этногенеза эксплуатируемых народов как стратегию собственного выживания.
МЕТОДИКА
[5]Как начиналась жизнь:
"— Я пришёл к выводу, что химия живого — проста. Это множество реакций, которые сами по себе неравновесные, но недалеки от равновесия. Что происходит в живых системах? Они обмениваются с внешней средой. Вы все время добавляете в реакцию вещество, и реакция идёт. И если вы будете давать вещество понемножку, то система будет все время находиться близко к состоянию равновесия. Такие процессы называют стационарными. И вот в них идёт упорядочение.
— За счёт чего?
— За счёт сопряжения с внешней средой. Есть теорема Пригожина, которая говорит, что в такой системе производится минимум энтропии. Все именно так, как и происходит в жизни: система выбрасывает наружу высокоэнтропийный продукт, и за счёт разупорядочения среды увеличивается упорядочение в данной системе. На все это обязательно нужна энергия. На любой приход вещества система отвечает производством низкоэнтропийного продукта внутри себя. А это и есть та самая машина, которая обязательно должна производить упорядочение."
Это простейшее, доступное нам сегодня описание живого, жизни. Сначала мы его немного обобщим, а потом исследуем на полноту, с точки зрения известных нам признаков и требований к живому, и к разуму.
Живое потребляет у среды вещества, энергию, и информацию(энтропия с другим знаком). Процессы деградации и развития в живом идут параллельно и постоянно. Первый в силу второго закона термодинамики, а второе как способ борьбы с этим законом. Живое изменяет свою структуру, и если оно меняет свою структуру быстрее, чем происходит деградация, оно живёт. Эти процессы неотъемлемое свойство живого. Можно сказать что жизнь есть та или иная стратегия реализации принципа изменения внутренней структуры.
Разум делает ровно то же самое - уменьшает энтропию, так как создаёт логическое упорядочение в знаниях, создаёт сами знания. Кроме того, и в буддизме, и в даосизме живое, неживое, и сознание описываются вполне однородно, т.е есть все основания считать, что то, что подходит для базового описания живого, подходит и для базового описания мышления и сознания.
Аналог воли это общий принцип, задающий направления развития процессов, в сторону уменьшения энтропии.
Один вывод из предложенной модели живого - разумное, живое всегда преобразовывает среду вокруг себя, упрощает её, для усложнения и поддержания своей внутренней структуры, очень важен для практики, об этом выводе всегда надо помнить
К указанной модели живого, сводящейся к опережающему развитию и усложнению внутренней структуры, как способа борьбы с ростом деградации, надо добавить одно общее утверждение теории этногенеза, и тогда список использованных в работе предпосылок будет полным.
Теория этногенеза фактически говорит о том, что каждое общество имеет некий общий запас "общественной энергии", которую общество расходует в процессе своей активности, например на различные созидательные задачи, или на формирование у членов своих обществ способности воздействовать на ситуацию в направлении её желательного изменения, или на рождение людей с определёнными способностями преобразовывать окружение.
Запасы этой энергии могут пополняться действиями особой категории лиц - пассионариев.
Примерами пассионариев являются ученные и изобретатели.
ВЫВОДЫ
Коротко хочу сформулировать выводы из этой статьи
1)При помощи экономической эксплуатации общество может потреблять ресурсы, имеющие воздействие на протекание процессов антропологических воспроизводства/этногенеза, т.е восполнять эту самую "общественную энергию".
Здесь важно понимать, что эта "общественная энергия" не сводится к деньгам, и возможность восполнение этой "энергии" экономикой является как раз предметом исследования.
2)Коррекция элитами властей, ставших неэффективными, требует затрат созидательной активности на восстановление работоспособности властей, но эти затраты вполне могут быть компенсированы использованием внешних ресурсов.
2.1)Вполне очевидно, что если требуемые для борьбы с деградацией властей/элит ресурсы не потреблять извне страны, то их придётся брать внутри самой страны - увеличивая социальную напряжённость и все проблемы, которые с этим связаны. В условиях демократического устройства это быстро выльется в системный кризис.
2.2)Для борьбы с деградацией властей/элит лучшая стратегия это опережающее развитие с некоторым темпом. А для развития, которое есть довольно серьёзный процесс, элиты должны создавать стимулы для населения своих стран - и таким образом мы приходим к необходимости стабильного экономического развития.
Так как в результате экономической борьбы один субъект экономической активности поглощается другим, то результат борьбы определяется и соотношением ресурсных факторов, но и уровнем пассионарности данного экономического субъекта. Если исход борьбы определяется умением превращать уровень (субъ)пассионарности в количество ресурсов, то экономическая конкуренция будет фактором отбора, выращивания и формирования пассионариев и может привносить развитие в общество при условии потребления внешних ресурсов, часть которых будет использована для развития конкурирующих субъектов.
Поэтому
3) Экономическая конкуренция может являться фактором отбора, выращивания и формирования пассионариев и может привносить развитие в общество при условии потребления внешних ресурсов, часть которых будет использована для развития конкурирующего субъекта.
4)Власть, являясь средством концентрации общественных ресурсов, для людей, имеющих власть, может являться источником личного развития.
5)Использование внешних ресурсов может быть эффективным источником развития страны, её жителей и особенно элиты, приводя к доминированию этих стран над другими, которые не имеют такой эффективной и изощрённой технологии использования внешних ресурсов.
6)Конкуренция с такими обществами, для обществ, не приемлющих понятие грабежа и уничтожения чужой культуры должна быть тяжёлым делом, проявляясь в повышенной эксплуатации собственного населения, для получения необходимых для эффективной межгосударственной конкуренции ресурсов, но такое положение дел является платой за жизнь в соответствии с собственными убеждениями.
7)Довольно очевидна стратегия конкуренции с такими хищными обществами - надо лишить их возможности грабить другие страны и культуры, а это в первую очередь задача культурного и духовного развития эксплуатируемых стран.