Армения и Византия на протяжении целого тысячелетия просуществовали в единном геополитическом пространстве и совместно пережили, пожалуй,самые аркие страницы своей истории. Из всего изобилия разнородной литературы, посвященной этой эпохе, по своей многогранности, полнеоте охвата всех аспектов политической, социально-экономической и культурной истории Византии, особое место занимает научное наследие выдающегося французского византиниста Шарля Диля(1859-1944гг). Ниже приводятся некоторые, на наш взгляд, примечательные фрагменты, относящиеся к Армении и армянам, ис последней монографии Шарля Диля "Основные проблемы Византийской истории"
(Charles Diehl, Les grands problems de l'histoire Byzantine, Paris 1943)
Влияние Византии распространялось не только на славян. По ту сторону Босфора, в Армении, это влияние обеспечивалось тесными политическими сношениями и созданием многочисленных епископств с греками во главе; оно достигало и арабского мира, где византийские победы и авторитет Константинополя нашли отклик среди мусульман.
Ираклий (610-641 гг.), армянин по происхождению, своими блестящими победами над персами укрепил престиж империи, но после триумфа, с большой торжественностью отпразднованного в 629 г., на нее снова обрушилось арабское вторжение. Сирия, Месопотамия, Египет, Армения были потеряны для империи.
Василий I (877-886 гг.) был крестьянином армянского происхождения, родители которого вынуждены были покинуть родину и впали в глубокую нищету. "Болезнь пурпура" сделалась в Византии страшной болезнью, еще более развитой благодаря суеверию. Среди обещаний, которые давали составители гороскопов, наиболее обычным было обещание высшего звания. Так было со Львом III, Львом V Армянином и Михаилом II, которым монах объявил, что они вступают на трон. Так было с Василием I: мать его увидела во сне, выходящее из ее чрева золотое дерево, которое все разрасталось и покрыло тенью весь дом; того же Василия I, пришедшего в Константиниполь в бедной одежде, с мешком за спиной, приветствовал как императора игумен монастыря, у ворот которого он заснул.
К началу X века некий армянский искатель приключений Млех, имя которого византийцы приводят в греческой форме Мелиас, прибыл в Константинополь ко двору Льва VI. Он служил в армии, участвовал в войнах против болгар, а потом обосновался в Мелитене. Из многочисленного местного армянского населения ему нетрудно было создать небольшую армию, с помощью которой он предпринял завоевание почти пустынной области к востоку от Мелитены. Он овладел небольшим городком Ликандом и перестроил там крепость. Ликанд занимал важное стратегическое положение как начальный пункт путей к Самосате, Киликии, Мелитене и верховьям Евфрата, и потому центральное правительство превратило его в клисуру, во главе которой стал Мелиас. Способный, храбрый и ловкий искатель приключений продвинулся со своими войсками еще дальше и овладел Цамандом, где построил большую крепость. Организовав сильную оборону границы, он неоднократно одерживал победы в столкновениях с арабами. Занятая область отличалась плодородием и благоприятными условиями для разведения скота, особенно лошадей. Мелиас переселил туда из византийских провинций многих граждан, распространявших на новых местах поселения византийское влияние. Процветавшая область была преобразована в фему, и Мелиас, получивший звание патриция и назначенный стратигом, был ее первым правителем. Он оказал области столь большие услуги, что Константин VII возвел его в высокое достоинство магистра. Из "Книги церемоний" мы узнаем, с какими государствами сносилась Византия и как высоко она ставила различных правителей. В списке, охватывающем около шестидесяти имен, на первом месте стоит папа, именуемый "святейшим папой, духовным отцом императора". Среди светских правителей первым назван Багдадский халиф. Адресованные ему письма снабжались золотой печатью стоимостью в четыре золотых номосимы. Наряду с эмиром Египта, он единственный правитель в мире, для которых употреблялись печати такой стоимости. За ним идут два армянских государя, царь царей Армении и правитель Вашпуракана, также носящий титул царя царей. Оба они именуются "духовными сынами императора", и золотая печать на адресованных им письмах стоит три золотых номосимы. Среди других важных государей мы находим царя Иверии...
Армения была тесно связана с Византией, которая в IX в. восстановила армянское царство, уничтоженное в IV в., и благосклонно принимала на своей территории армян, вынужденных покидать родину. Все армянские государи в X в. были вассалами Византии и очень гордились приемом, который им оказывали в Константинополе, титулами, которые они получали, подарками, которыми их осыпали. Предприимчивая армянская знать охотно поступала на службу в византийскую армию; эти искатели приключений делали иногда большую карьеру. Из Армении Византия получила много своих лучших полководцев, отличных администраторов. Из Армении происходили даже некоторые императоры: Ираклий в VII в., Лев Армянин в IX в., Роман Лекапин и Иоанн Цимисхий в X в. Византия была обязана Армении прекрасными солдатами, так как армянские отряды считались в X в. лучшими частями византийской армии. Поэтому легко понять, что правительство империи мечтало превратить это население, целиком пропитанное византийским влиянием, в своих подданных. Дипломатия империи прибегала в этих целях к самым разнообразным средствам, то заставляя того или иного армянского правителя уступать свои владения в обмен на какой-нибудь высокий византийский титул, то добиваясь завещания, по которому армянский правитель передавал свои права империи. При Василии эта политика увенчалась блестящим успехом. В 1000 г. империя приобрела часть Иверии, которую ей, умирая, завещал куропалат Давид. Вступая во владение уступленным ему Дайком, император во время своей триумфальной поездки принял вассальную присягу от всех армянских правителей. Немного позднее правитель Вашпуракана уступил свои владения императору в обмен на звание стритига Севастеи. И, наконец, представитель армянских Багратидов Иоанн Сембад установил в своем завещании, что после его смерти его царство со столицей Ани перейдет к византийцам. С 1020 по 1022 гг. Василий II совершил новую триумфальную поездку по Армении. Это был, конечно, большой успех, расширявший территорию империи и увеличивавший ее авторитет. Но этот успех был, может быть, скорее кажущимся чем действительным, так как с присоединением Армении исчезло буферное государство, препятствующее слишком тесному соприкосновению между арабским и византийским мирами.
В течение долгого времени говорили, что византийское искусство было лишь продолжением и упадком римского. В произведшей сенсацию книге "Orient oder Rom" Стржиговский показал, что византийское искусство более обязано Востоку, чем Риму. Но это слово "Восток" носит слишком общий и расплывчатый характер. Есть греческий Восток, традиция классического искусства Греции, влияние которого на византийское искусство было велико, а в некоторые моменты всесильно. С другой стороны, есть Восток Сирии, Месопотамии, Персии, который оказывал не меньшее влияние на происхождение и развитие византийского искусства. От соединения этих двух элементов и родилось византийское искусство, и в различные эпохи преобладало то или другое из этих влияний. Необходимо точно установить, чем обязаны византийские памятники классическому греческому искусству и чем - сирийскому, и какие различные формы в обоих случаях принимают эти памятники. Чтобы составить себе об этом представление, достаточно изучить живопись, украшающую церкви, расположенные в скалистых горах Каппадокии, и тогда станет ясно, что наиболее древние из них просходят из Сирии, а более новые испытывают влияние Константинополя, все возрастающее в Малой Азии. Все это имеет большое значение для определения происхождения и различных форм византийского искусства. Имеются и другие не менее важные проблемы. Интересно было бы определить отношения между богатым и оригинальным искусством Армении и искусством Византии, установить, чем Византия обязана Армении, и, наоборот, какое влияние она оказала на армянское искусство.