Армянское присутствие на Балканском полуострове произошло задолго до возникновения Византийской империи. Если расположить на временной шкале правителей Византии и отметить их этническое происхождение, а тем более этнические связи, то получится прелюбопытнейшая картина с весомым присутствием армян. Какой же ширины должен был быть пласт служащий фундаментом, чтоб на протяжении столь длительного времени, а именно с VI по XII века, происходил столь значительный выплеск, дававший не только одиночек, но и целые династии1? В одной из предыдущих статей (ВН №8. 2006), нами был затронут вопрос о возникновении группы топонимов на Балканском п-ове, в частности на территории сегодняшней Болгарии, возникших исключительно на этно-конфессиональной основе в следствии переселений византийскими императорами последователей павликианского движения. Теперь нами будет представленна группа топонимов на Балканах содержащих исключительно этническую основу. Представляемая группа принадлежит к тому случаю, когда этнонимы2 прямо соотносятся с топонимами3, т.е. данный топоним произошел от этнического названия группы людей проживающих на данной территории. Если предыдущая группа состояла преимущественно из ойконимов4 и оронимов5 микротопонимического6 типа, то данная группа затрагивает значительно больший топонимический спектр. Кроме того если в первом случае распределение было локализованно на севере нынешней Болгарии, а так же точечно в Хорватии, Боснии и Герцеговине (что объясняется ссыльным положением павлекиан), то в данном случае охватываются уже территории Греции, Болгарии и Македонии7. Необходимо заметить, что благодоря топонимам проливается свет на некоторые вопросы истории. Например, микротопоним оронимического характера Арменци близ села Бачково общины Асеновград Пловдивской области. Во Фракии жило много армян-павлекиан и была большая колония армян-монофизитов. Алексий I Комнин сделал попытку использовать их в качестве солдат, призвав 2500 павлекиан (1081), однако они покинули войско. Расправа последовала через два года, что вызвало новое восстание (1086). Первая карательная экспедиция под предводительством Григория Пакуриана8 потерпела поражение у местечка Белятово, а сам он погиб. В 1083 году в местечке Петрицос9 во Фракии в северной части фемы Филиппополя Григорий Пакуриан основал монастырь именуемый Петрицонским10, благодаря каменной стене, производящей впечатление настоящей крепости. Монастырская братия преимущественно состояла из ратных сподвижников Григория Пакуриана. Он же написал для него типик (усатав) и выделил вотчину из своих владений с уже существующей вассальной структурой. Наиболее примечательны несколько фрагментов. Во-первых, он запретил прием представителей греческой ортодоксии [глава XXIV]. Монахи не обязаны были знать греческий язык, им предоставлялись переводы на грузинском и армянском языках [глава XXXVI]. В монастырь могли вступать иные, если не окажется претендентов “из родственников и людей” [глава XXV]. И наконец, он закрепил императорским хрисовулом свое право “передать имения родственникам ..., даже если они оказались армянами по вероисповеданию”11 [глава XXXVI]. ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. статью в предыдущем номере об Ираклидах. 2 Этнонимы (от греч. – племя, народ и - имя, название) – названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей. 3 Соотнесенность бывает прямой, когда название страны образовано от этнонима (франки – Франция, греки – Греция), и обратной, когда этноним произведён от названия страны (Австралия — австралийцы, Украина – украинец). 4 Ойконимы (от греч. букв. дом, жилищеи – имя, название) – названия населенных мест. 5 Оронимы (от греч. букв. гора и – имя, название) – названия объектов сухопутной поверхности земли. 6 Микротопонимы — названия небольших объектов (угодий, урочищ, сенокосов, выгонов, тоней, лесосек, гарей, пастбищ, колодцев, ключей, омутов, порогов и т. д., обычно известные лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе). 7 Территория современной Турции нами не рассматривается. 8 Григорий Пакуриан (1020-е, Тайк – 1086, Белятово, Фракия), военноначальник, византийский администратор, крупный феодал-землевладелец. Представитель армяно-халкидонитского аристократического рода Бакурян из Южного Тайка в Армении. Соправитель Ани (1064), участник сражений со вторгнувшимися в Болгарию узами (1065), дука (наместник) фемы Ивирия и доместик Востока (1071). Участник заговора Алексея Комнина (1081), великий доместик Запада (1081). Участник войны с норманнами (1081-85), с печенегами (1083). Основатель Петрицонского монастыря (1083). 9 В последствии Василикис, ныне село Бачково. 10 Петрицонский монастырь ныне именуется Бачковским (см. фото). В нынешнем виде монастырь дошел до нас с XVII в. Единственное сооружение сохранившееся с XI в., это церковь-костница (усыпальница), где были погребены ктиторы монастыря. 11 В квадратных скобках указаны главы из типика Григория Пакуриана. 12 “Рилская грамота” - хрисовул данный Рилскому манастырю о владении 20 сел с землями. Грамота датированна 21 сентября 1378 года и пропечатана золотой царской печатью Ивана Шишмана (1371-1393). Написана на пергаменте размерами 130х22 см. 13 Махала по болгарски означает 1) квартал (часть города); 2) небольшая деревня. 14 Дем (греч., ), малая административная единица, городской муниципалитет.
Литература 1. к»ЙЫіЭ є., РіЫПіПіЭ п»ХіЭбхЭЭ»с ґіЙПіЭЫіЭ иб№беЗбхЩ, In: International Symposium on Armenian Linguistics, Armenian Academy of Sciences, Yerevan, 1984, p. 533-542. 2. Арменците в България. Съставители: А. Комитска, В. Лазаров, М. Цанова и С. Таниелян. Изд. Етнографски институт с музей при БАН и Фонд за развитие на изкуствата на програма ФАР към Министерство на Културата, София, 2000-2001 г. 3. Бохосян. М., Арменците в София. София, 1999, 142 с. 4. Голийски. П., Ономастични и лексикални аспекти на арменското етническо присъствие в българските земи през средновековието. Автореферат на докторска дисертация. СНС по езикознание при ВАК, СУ “Св. Климент Охридски”, ФКНФ, ЦИЕК, катедра “Класически Изток”, секция “Арменска филология”. София, 2005 г., 63 с. 5. Даскалова, Ангелина и Мария Райкова, Грамоти на българските царе, София 2005, с. 10, 44-46. 6. Дуйчев И., Рилската грамота на цар Иван Шишман от 1378 година, С. 1986 7. Селян. Е., Арменците в българския етногенезис. В: сп. Проблеми на културата, София, 1994, бр. 2,3, с. 83-87. 8. Селян. Е., Някой уточнения по повод описа на един ценен арменски ръкопис. В: сп. Филология, Изд. СУ “Св. Кл. Охридски”, София, 1980, бр. 6, с. 101-102. 9. Типик Григория Пакуриана. Введение, перевод и комментарии В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978. 10. Тотомянц. В., Ролята на арменците в цивилизацията на народите. София, 1942 г., 160 с. 11. Charanis. P., The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa,1963, Pp. 63.