Когда с севера на юг перелетаешь Черное море, внизу в сизой дымке проступает слабо изрезанный берег Анатолии... «Восточная страна» - так называли в древности греки эту обширную территорию посреди Малой Азии. Именно здесь зародились и развились одни из древнейших цивилизаций. Здесь сталкивались, переплетались и взаимно обогащались европейская, азиатская и африканская культуры. В центральной части Анатолии расположилась Каппадокия (в переводе с персидского - «страна прекрасных, лошадей»). Это малая часть эллинского мира, а впоследствии и Римской империи с тем же названием. Первые исторические данные о Каппадокии имеются у Флавия. Он часто говорит о ней с тех пор, как дом царя Ирода породнился с домом каппадокий-ских царей путем брака сына Ирода Александра (позднее казненного) с Глафирой, дочерью царя Каппадокии Ахелая.
Анатолию можно назвать страной природных контрастов. Ее центральная, внутренняя часть -изолированный и однообразный мир плато, котловин и возвышенностей с безграничными сухими степями. А вокруг - расчлененные ущельями горы, на севере и юге круто спускающиеся к морю. Пустынные просторы Центральной Анатолии производят унылое впечатление. Ослепительное солнце, мерцание горячего воздуха и вокруг до самого горизонта в голубоватой дымке — лишь серовато-желтая степь. Редкие пастбища, одинокие тополя и дикие грушевые деревья усиливают ощущение пустынности. «Птица не пролетит, караван не пройдет - пустынны дороги Анатолии», - гласит турецкая поговорка. Но как только дорога приводит своего путника к первому же городу, красота представшего его взору пейзажа настолько поражает, даже оглушает, что возникает ощущение виртуальной реальности. Прибывающим сюда со всего света туристам Каппадокия до сих пор кажется затерянным миром. Временами ее ландшафт напоминает лунную поверхность. Многочисленные конусообразные скалы похожи на муравейники - в них выдолблены жилища, обитателями которых стали ранние христиане. Сейчас в некоторых из этих муравейников расположились небольшие, но престижные гостиницы.
По свидетельству множества источников, христианство в Анатолию принес апостол Петр в I веке н. э. В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи, и вскоре население Западной и Центральной Анатолии было почти полностью обращено в эту веру. Господствующей формой христианской религии здесь сделалось православие, которое отделилось от римско-католической церкви с центром в Риме и образовало свою церковь, так называемую греко-православную, во главе с патриархом в Константинополе. На востоке Анатолии распространились несторианский и яковитский толки христианства, армяне создали свою церковь — армяно-григорианскую. Тогда же, в первые годы Византийской империи, епископом Кесарии, столицы Каппадокии, был назначен Василий Великий. Он поощрял создание новых монашеских поселений, и на протяжении последующих тысячелетий монахи вырубили в туфе множество церквей и келий. Ранние церкви строились по самым простым проектам с куполообразным сводом, прямоугольным нефом и большим алтарем. Длина церкви обычно не превышала 8 метров. Когда в VII веке участились набеги арабов, строители отказались от украшения фасадов, чтобы не привлекать внимание незваных гостей. Спустя столетие иконоборцы, члены христианской секты, запрещавшие ико-нопочитание, уничтожили многие из ранних фресок и заменили их геометрическими узорами. Кстати, именно в эпоху иконоборческих споров происходит особенно мощное движение христиан в сторону Каппадокии. Таким образом, эта территория долгое время оставалась одним из немногих мест иконопочитания в Византии. К X веку уже наметился возврат к богатому и красочному убранству. Начали строиться церкви большего размера по византийской крестообразной модели с куполами в центре и по бокам, они украшались в византийском стиле.
Вторжения турок в XIII веке нанесли непоправимый удар не только по церковному строительству, но и по мирным христианам, вынудив их скрываться под землей. К югу от Невшехира, одного из городов прекрасной Каппадокии, есть несколько подземных поселений. Они высечены на разных уровнях из туфа. Каждое из этих тесных пещерных обиталищ могло вместить несколько тысяч человек, скрывавшихся от вражеских армий. Из истории X века известно, что местные жители были прозваны пещерными людьми за то, что «перемещались под землей сквозь отверстия, трещины и лабиринты, похожие на пещеры и норы». Подземными пещерами пользовались ранние христиане во времена гонений, а последними обитателями были турки, спасавшиеся от египетских войск в XIX веке. Самой известной горной долиной с церквями считается долина Гереме площадью 111 кв. км. Начиная с IV века под воздействием византийских монахов Гереме стала превращаться в паломнический центр православия. Духовенство, отшельники и монахи селились здесь и устраивали кельи, создавая общины. Путешествуя по Каппадокии в 1907 году, ученый-иезуит Гийом де Жерфаньон был поражен: в одной только долине Гереме он насчитал не менее 350 скальных церквей IX-XIII веков. «...Наш взор был поражен. Я помню эти долины в ослепительно ярком свете, пронизывающем поистине фантастический пейзаж», — так писал француз, открывший скальные церкви лишь по воле случая. Необозримый ландшафт, усеянный бесконечным множеством скал, на создание которых природе понадобились миллионы лет, заставляет трепетать душу и уносит воображение в глубь веков. На сегодняшний день в Каппадокии находится около 1500 христианских церквей, из них сохранившихся - около 200. Археологи предполагают, что здесь по сей день еще не найдены многие церкви, потому что крестьяне используют их под хлевы. С одной такой крестьянской семьей я познакомилась в городе Учхисар. Их хозяйство находится в стороне от дороги. Как оказалось, глава семьи в прошлом успешно занимался адвокатской практикой, вместе с женой и детьми жил в большом городе, а крестьянином стал уже после выхода на пенсию. Тогда они с женой и решили купить землю здесь, в Каппадокии, которая славится богатыми урожаями зерна и фруктов. Своим нечастым (ведение хозяйства занимает все время), а поэтому очень дорогим гостям хозяева иногда показывают небольшую церквушку, которая перешла к ним в собственность (!) после покупки земли. Чтобы попасть внутрь обители, нужно подняться по лестнице, приставленной к небольшой скале. Хозяйка снимает навесной замок с двери из толстых веток, и мы уже внутри. К счастью, церковь не используется ни как склад, ни как хлев: с одной стороны, это неудобно, с другой — хозяева понимают ценность приобретенной ими исторической реликвии. Церквушка небольшая, на одной из стен видны фрагменты фрески, а свод венчает испещренный лик Иисуса Христа. К сожалению, эта, как и многие другие христианские обители, не избежала надругательства. Почти все православные храмы в Турции остались таковыми лишь снаружи, внутри — это действующие мечети со всеми необходимыми атрибутами. Церкви поменьше еше хранят на своих стенах и куполах фресковые росписи, на которых угадываются изображения святых и сцены из Ветхого и Нового заветов. Надо сказать, что современные турки считают себя достаточно веротерпимыми. Действительно, в отличие от своих предков они не разрушают христианские святыни. Но и не заботятся об их сохранении. Многие церкви нуждаются в срочной реставрации, иначе время и непогода разрушат их окончательно. Складывается довольно устойчивое впечатление, что турок не интересует прошлое земли, на которой они живут, растят своих детей. Какое будущее у страны, народ которой не чтит прошлого...
Самый древний храм в Каппадокии датируется IV веком и связывается с деятельностью св. Василия Великого, вместе с которым христианство в народ несли св. Григорий Назианзен (Богослов) и св. Григорий Нисский. Названные впоследствии каппадокийскими отцами, они положили основание новому периоду в истории христианской церкви. Ведь в то время христианство принимали люди из всех слоев населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к пониманию их ментальности была греческая философия. Для того чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях, что предполагало творческое усилие ума, духа и сердца. Это истолкование представляло собой подвиг, который и составляет смысл христианского свидетельства. В IV веке этот подвиг взяли на себя отцы-каппадокийцы. Результатом их деятельности явилась православная культура, определившая судьбы многих народов.
Вообще земля Анатолии — это неисчерпаемая сокровищница памятников истории и культуры. Именно здесь, на территории современной Турции, находится Тарсус — место рождения апостола Павла. Сегодня в этом небольшом, немного мрачном городишке память об этом событии хранит лишь чистый дворик с бетонной площадкой, в котором находится Колодец святого Павла. И город Конья (Икония), в котором жила св. Фекла*, ученица апостола Павла, первая из христианок, пострадавшая за христианскую веру и обратившая многих язычников ко Христу.