24 апреля 2009 года в посвященном Геноциду армян в Османской Турции ежегодном Обращении президента США армянскому народу, Барак Обама использовал армянский эквивалент выражения Геноцид – Метц Ехерн. Введение армянского выражения в безупречный английский язык президента США многими было воспринято с легким недоумением: так произнес, в конце концов, Обама слово Геноцид, или нет? Судя по публикациям первых часов, большинство армян разочаровано текстом Обращения Обамы. В то же время первые публикации в турецкой и азербайджанской прессе по поводу Обращения Обамы изобилуют злорадством: президент США, характеризуя события 1915-1923 годов в Османской Турции, в очередной раз воздержался от использования термина «геноцид».
24 апреля 2009 года в посвященном Геноциду армян в Османской Турции ежегодном Обращении президента США армянскому народу, Барак Обама использовал армянский эквивалент выражения Геноцид – Метц Ехерн. Введение армянского выражения в безупречный английский язык президента США многими было воспринято с легким недоумением: так произнес, в конце концов, Обама слово Геноцид, или нет? Судя по публикациям первых часов, большинство армян разочаровано текстом Обращения Обамы. В то же время первые публикации в турецкой и азербайджанской прессе по поводу Обращения Обамы изобилуют злорадством: президент США, характеризуя события 1915-1923 годов в Османской Турции, в очередной раз воздержался от использования термина «геноцид».
Из первых армянских публикаций, пожалуй, лишь короткое интервью армянского политолога Тиграна Авакяна интернет ресурсу Analitika.at.ua являет собой пример рационального мышления. Т. Авакян совершенно справедливо считает, что Барак Обама, использовавший армянское выражение, аутентичное значению геноцид, «ввел в международный оборот термин, обозначающий беспрецедентное в мировой истории тотальное уничтожение народа на его исторической родине». Авакян, безусловно, прав, и сам же приводит подтверждающий пример: «таким же образом, как Холокост обозначает тотальное уничтожение народа в диаспоре».
В самом деле, Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. olokaustos — «всесожжение») сегодня справедливо воспринимается как общенациональная Катастрофа еврейского народа и ассоциируется с уничтожением германскими нацистами 6 миллионов евреев в Европе.
Вместе с тем, необходимо уделить особое внимание определению Метц – большой, великий. Данное армянами определение «Метц» по отношению к Геноциду армян 1915-1923 годов возникло не случайно, и недвусмысленно указывает на ряд предыдущих ехернов, геноцидных акций правительства Турции по отношению к коренному армянскому населению государства. К 1915 году двадцатипятилетние армяне Турецкой империи не видели ни одного года, свободного от погромов и резни, от того, что армяне называют ехерном – резней, злодеянием. Вслед за резней армян в Константинополе – 1890 год, последовали ехерны в Кесарии, Еозгате, Марзване... В относительно «спокойном» 1895 году в Османской Турции было убито свыше пятидесяти тысяч армян, в том числе в Урфе – 4000, Мараше – 4700, Диарбекире – 3000, Арабкире – 3000, Константинополе, в котором в 1894 году было вырезано 11 тысяч армян, в 1895 году было вырезано еще – 2000... Повторимся, это был обычный ничем не примечательный год правления кровавого султана Абдул Гамида II. Всего же только за 1894-1896 годы в Турции было убито свыше 300 тысяч армян.
Не менее кровавым было и правительство младотурок, пришедших к власти в 1908 году и на первых порах выказывавших лояльность к армянам. Однако уже в 1909 году младотурки устроили резню 30 тысяч армян в Адане. Дальше все пошло по накатанной колее: резня, погромы, самооборона армян и вновь «малые» ехерны. И так до Богом проклятого 1915 года.
Естественно, каждый из перечисленных актов назывался армянами ехерном. Даже богатейший армянский язык не в силах найти для каждого ехерна армян отдельное определение. Зверства турок и массовые уничтожения армян в Османской Турции, как правило, определялись двумя словами: Джард – резня, побоище, погром и Ехерн – резня, злодеяние. В череде ехернов на протяжении веков особо выделяется период с 1915-го по 1923 годы. Именно этот период, в течение которого было уничтожено свыше полутора миллионов армянского населения Турции и около 250 тысяч на территории, ныне именуемой Азербайджаном, армянский народ назвал Метц Ехерном – Великим злодеянием, Великой резней – или Цехаспанутюн – уничтожение нации.
Польский еврей-гуманист Рафаэль Лемкин, рассказывая об ужасах массового истребления армян в Турецкой империи, нашел им определение – Геноцид – став автором термина, вошедшего затем в международное право как преступление, совершенное против человечества. Конвенция ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» понимает под геноцидом следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
убийство членов такой группы;
причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Все верно, все отвечает действительности и ужасу подобного преступления, но... Симптоматично, но в армянском языке слово «Геноцид» так и не смогло укорениться. Возможно, потому, что у нас существовало свое, выстраданное последними десятью веками истории армянского народа определение этого Злодеяния – Ехерн. А возможно и потому, что нацию, при всем богатстве фантазии, никак не вместить в определение «группа».
Язык отражает мышление народа, его восприятие действительности. Армянский народ никогда не воспринимал себя отдельной этнической или религиозной группой, армяне всегда осознавали свою национально-этническую общность. Именно поэтому, как представляется, слово Геноцид армяне употребляют исключительно в общении с представителями иных национальностей, таким же образом, как мы в своем подсознании отделяем армянский Масис от имеющего общемировое значение Арарата, или Спюрк от диаспоры. Точно так же, изобретенный Р. Лемкиным термин «геноцид» имеет общечеловеческое значение, тогда как ехерн для армян является не поддающейся лечению временем неизбывной болью армянского национального организма.
Ехерн – это многократно в истории выстраданная армянами общенациональная катастрофа, неизбывная трагедия, в то время, как Геноцид – сухое политико-правовое интернациональное определение преступления против человечества. Метц Ехерн, или Цехаспанутюн – это апогей бесконечной череды ехернов армян, непреходящая ноющая боль в душе каждого армянина.
Использование Б. Обамой определения «Метц Ехерн» является, таким образом, не попыткой избежать термина «геноцид», а сознательным (надеемся) наполнением этого выражения его исконным значением: массовое безжалостное истребление армянского народа на его исторической родине. Метц Ехерн президента США – это новое видение армянской трагедии в политике Вашингтона, выражение соучастия в судьбе армянского народа, сопереживание нашей национальной трагедии. Не случайно в Обращении прозвучало: «Мец Ехерн должен жить в нашей памяти так, как он живет в сердцах армянского народа». (The Meds Yeghern must live on in our memories, just as it lives on in the hearts of the Armenian people).
В своем первом в качестве президента США Послании армянскому народу Б. Обама заявил: «Я последовательно излагал свою собственную точку зрения о том, что произошло в 1915 году, и мое видение истории не поменялось. Полное, искреннее и справедливое признание фактов по-прежнему остается в моих интересах». И далее продолжил: «Ничто не может вернуть тех, кого потеряли во время Мец Ехерна. Но вклад, сделанный армянами за прошедшие девяносто четыре года, является доказательством таланта, динамизма и гибкости армянского народа и наибольшим укором тем, кто пытался его уничтожить».
Барак Обама не просто президент самого влиятельного на сегодня государства, крупнейшей супердержавы. Обама – прекрасный оратор, знающий цену слова, и подобные заявления из его уст не могут быть случайными. Они означают не только начало признания Метц Ехерна со стороны официального Вашингтона, но и начало ревизии внешней политики США в нашем регионе.
Обращает на себя внимание и то, что в своем Послании Обама фактически призвал Турцию признать Метц Ехерн – Геноцид армян в Османской Турции. Он отметил, что лучший способ добиться справедливого признания фактов Метц Ехерна – это «использовать факты истории для поддержания своих усилий в продвижении к будущему».
В свете сказанного армянская дипломатия, структуры Спюрка, Ай Дата и другие армянские партийные и общественные организации просто обязаны начать кампанию по синонимизации понятий «Геноцид» и «Метц Ехерн» в восприятии межгосударственных и международных институтов, международных общественных организаций. Метц Ехерн – это совершенное в Турции преступление против человечества, массовое убийство полутора миллионов армян на их исторической родине, преступление, не имеющее срока давности. В наших силах добиться того, чтобы выражение «Метц Ехерн» вошло в международный юридический словарь как обозначение массового уничтожения народа на его исторической родине.
Ехерны армян в Османской Турции – это череда геноцидов армян в Османской Турции.
Метц Ехерн армян в Османской Турции – это Геноцид армян в Османской Турции 1915-1923 годов.
[1] Эксперты с «конспирологическими» наклонностями дают даже название этой программе – «Серебряный ключ» (Silver Key).
[2] Расформирования научной системы удалось избежать Беларуси и прибалтийским странам. Латвия, Литва и Эстония рассматриваются как союзники Запада против России, а в Беларуси определяющее значение имела крайне консервативная и, в то же время, гибкая политика президента Лукашенко.
[3] Подобные разночтения в цифрах обусловлены отличиями в учетных методиках, используемых разными организациями.