ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. НЕКОТОРЫЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ТЕОРИИ ГУМИЛЁВА И ЕЁ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ЭТОЙ ТЕОРИИ
Предметом статьи является сравнение теории цивилизаций с теорией этногенеза Гумилёва. На первый взгляд здесь есть проблема, ведь Гумилёв всё время противопоставлял свою работу всяким интерпретацией, связанными с культурными аспектами общественной жизни. Однако же, теория цивилизаций существенным образом опирается на понятия, которые и были предметом изучения теории Гумилёва. Здесь необходимо заметить, что этнос и цивилизация это две стороны одного и того же явления, как зерно и выросшее из него растение. Цивилизация это культурное явление, реализовавшее и проявившее большую часть возможностей какого нибудь суперэтноса. Общепринятой в теории цивилизаций считается точка зрения, что цивилизации имеют своё ядро, в которое входят ценности, способы поведения и мышления - которое оформляется в разные общественные институты из взаимодействия которых возникает и оформляется реация общества на те, или иные обстоятельства[4.2][4.3][4.4][4.5]. Из этого уже очевидно пересечение и по сути совпадение этой области исследования с антропологией/этнологией.
Исключительно важно этнические доктрины помещать в правильный для восприятия контекст. Теория цивилизаций возникла в России в 19 веке в трудах Данилевского, она развилась в работах Шпенглера, и первая часть развития этой дисциплины своего наивысшего расцвета получила в трудах Тойнби, который на большом историческом материале утверждал о том, что субъектом мировой истории являются не отдельные страны а цивилизации и предложил свою теорию устройства и причин развития цивилизаций. Доктрина такого высокого уровня встретила хорошо известный по советской/российской истории приём у историков, социологов посчитавших работу собранием натяжек, передергиваний, подтасовок. Правда дальнейшие усилия целого ряда ученных всё таки доказали реальность такого интегрированно (т.е единного ) образования как цивилизация, и дали некий набор теорий для объяснения такой интегрированности. Однако нужно сказать, что здесь есть только самое базовое понимание процесса.
Теория Тойнби важна как сравнение с известной теорией Гумилева, хотя сам Гумилев всегда открещивался от пониманию этноса как культурного феномена, но само развитие теории цивилизаций сдвинуло понимание природы этого феномена в область очень близкую к этническим процессам. Теория Гумилёва столь же объемна, столь же абстрактна или макроскопична по сравнению с историей и изучает закономерности масштабных временных порядков. И так же как и теория Тойнби встретила отпор многих специалистов в предметных областях. Однако если сравнить само содержание доктрин Гумилёва и Тойнби, то необходимо признать, что в смысле ясности, логичности, определенности и совершенства работа Тойнби выглядит просто ученической.
Теория Гумилёва исходила из ясной естественнонаучной модели, которую путем введения ряда важных гуманитарных понятий оказалось возможной применить к области гуманитарного знания, к объектам гуманитарных наук, что само по себе довольно нетривиальная задача. Если говорить просто, то Гумилёв нашел способ связать физические модели с их развитым и универсальным понятийным аппаратом к объектам гуманитарных исследований и при помощи введенных понятий исследовать условия применимости физических моделей, и в итоге при помощи новых понятий использовать аппарат физики для получения ряда важных и нетривиальных выводов. Ввиду фундаментальности и универсальности использованных естественнонаучных моделей, полученные выводы получают столь же универсальный и фундаментальный характер для жизни человеческих обществ. Можно сомневаться в степени оправданности примения физики к общественным процессам, но с методической точки зрения это самый логичный, естественный и понятный подход к явлениям. Этот подход имеет ту же степень достоверности, что и введенный им аппарат новых гуманитарных понятий.
Рассмотрим эти понятия поподробнее. Гумилёв ввел понятия пассионарности и понятия стереотипов поведения. Скажу сразу же, понятие очень близкое к понятию пассионарности используется и в теории цивилизаций, и можно утверждать о том, что данное понятие общепринято. Речь идёт о воспитуемой в человеке необходимости преодолевать и противостоять своим биологическим началам, введенной в теорию цивилизаций Элиасом[4.1]. Пассионарность просто другой модус этого качества противостоять своим биологическиме началам, пассионарность уже предполагает способность изменять в определенном направлении эти самые биологические начала.
Теперь о понятии стереотипов поведения. Прочитав много работ Гумилёва, я могу утверждать, что это понятие лишь постулат гумилёвской теории, созданный его интуицией, содержание которого не раскрывается, а постулируется, не анализируется а иллюстрируется. И это не хорошо и не плохо. Это общепринятый метод построения теории в физике, в математике. Постулат проверяется достоверностью, непротиворечивостью и оригинальностью полученной из него суммы выводов. И данном случае трудно утверждать, что его теория приводит к неправильным выводам, так как выводы Гумилёва лежат в русле современных возрений. Например, представление о цикличности развития цивилизаций, о одинаковых стадиях которые они проходят в своём жизненном цикле типичны для теории цивилизаций. Различаются конечно сами циклы, различается представление о причинах, вызывающих подобную цикличность развития, но и в теории цивилизации у разных авторов эти представления серьёзно отличаются, что отражает трудность изучения предмета.
Причиной цикличности у Гумилёва является сама природа этничности. И в этом вопросе, теория цивилизаций придерживается сходного с Гумилёвым мнения. Конечно методически причина и следствие связываются иначе, чем у Гумилёва, и нет столь явной акцентации на этническую природу, но отличие методики Гумилёва в данном случае не доказательство её ошибочности, так как сам характер построения его теории основан на использовании высокоуровневых абстракций, а все современные теории цивилизаций основанны на детальном анализе взаимодействия большого числа довольно низкоуровневых явлений. Т.е эти методки лежат в разных плоскостях, и в идеале они должны дополнять друг-друга.
В части же собственно этнических представлений можно утверждать, что сегодня есть научные концепции, которые в лучшем смысле слова развили представление о стереотипах поведения, хотя и не ставили себе целью развивать концепции Гумилёва. Однако Гумилёв конструировал свои понятия опираясь на традиции и результаты советских этнологов, и не удивительно, что развитие тех же идей, привело лишь к углублению тех же самих концепций. Но эксперементальная проверка этих концепций дело еще не сегодняшнего дня. Антропология сегодня может детектировать лишь разницу в ценностях, разницу в поведении, или в мышлении она еще количественно детектировать не умеет. Потому можно утверждать, что и в той части своей работы, в которой Гумилёв конструировал модель этноса, он оказался прав.
Итак сравнительное рассмотрение работы Гумилёва показывает, что её результаты лежат в русле современных теорий цивилизации и этнологии, но при этом Гумилёвым создана вполне оригинальная и совершенная методика исследований, позволяющая хорошо исследовать вопросы, затеняемые при использовании других концепций. Россия должна гордится этим интеллектуальным и духовным достижением.
МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Теперь несколько слов о смысле упомянутых понятий и процедуре их применения на практике.
Не смотря на то, что как правило, напрямую невозможно использовать анализ стереотипов поведения для анализа конкретной ситуации ввиду большого объема работ, необходимого для таких исследований, можно тем не менее использовать анализ факторов, влияющих по словам Гумилёва на стереотипы поведения, для того, что бы анализировать и определять изменения стереотипов поведения. Конечно, сегодня есть уже и другие антропологические теории, которые хорошо объясняют понятия стереотипов поведения, но что примечательно, факторы и явления, порождающие эти стереотипы, подчияются всем условиям, которые необходимы для использования в рамках теории Гумилева. Т.е теорию Гумилёва можно легко модернизировать для использования новых понятий, так как эти новые понятия не меняют логику построения теории Гумилёва. Первый инструмент анализа общественных процессов это анализ факторов влияющих на стереотипы поведения - наследственность, воздействие окружающей среды и психологические факторы, в основном религии. Соответственно из этого списка можно уже предположить, что стереотипы поведения предполагались сознательно неменяемыми, и замкнутыми системами. Т.е произвольное копирование стереотипов поведения или сознательное изменение невозможно. Передача стереотипов поведения от поколения к поколению происходит путем обучения, правда опять таки не предполагается сознательное обучение. Как видим, уже в перечисленном видно, что корекция стереотипов поведения возможна только при воздействии на подсознание. Но если вспомнить о техниках перестройки сознания воздействием на подсознание, имеющиеся в наличии у религий, можно говорить и о возможности более явного воздействия на этот процесс.
Общество у Гумилёва рассматривается как изолированное, это естественное следствие изолированности, замкнутости и полноты системы стереотипов. Только в некоторые определенные моменты времени общество начинает взаимодействовать, и это именно те моменты, когда меняются сами стереотипы поведения под влиянием окружающей среды. Влияние окружающей среды необходимо Гумилёву как источник энергии преобразования общества, хотя и окружающая среда только один из трех факторов, влияющих на стереоитипы поведения, значит можно и религию рассматривать как источник энергии для преобразования общества. Замкнутость общества, если задуматься, означает обусловленность его изменений причининами внутренего характера, что на другом языке означает просто субъектность данного общества. Как видим и этот постулат теории Гумилёва вполне логичен.
Итак завершая эту часть можем сказать, что любое применение теории Гумилёва для анализа общественных явлений требует внимания к факторам, влияющим на стереотипы поведения, особенно важно изучение религии и её места в обществе, как одного из распространенных и важных способа влияния на стереотипы поведения, и анализ изоляции общества с использованием этих факторов. Еще одним важным фактором анализа является динамика поведения, в частности динамика пассионарности общества. Каждый уровень пассионарности обладает рядом вполне очевидных признаков, связанных именно с этим уровнем пассионарности, и потому вполне пригодны для определения стадии этногенеза.
АБСТРАКТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТНОСА.
МНОЖЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХ ПОДОБНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
ЗАКОНЫ УСТРОЙСТВА И ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА.
Вот эти два инструмента необходимо использовать большей частью в анализе каких либо процессов с точки зрения теории этногенеза. Но перед тем как мы перейдем к самому анализу, необходимо ответить на один очень важный вопрос. К тем странам, которые реально потребуется анализировать, невозможно применять аппарат теории этногенеза в существующем виде - в этих странах с очевидностью были/есть структуры, осуществляющие управление этническими процессами с использованием психологических инструментов. Необходимо оценить такое воздействие с точки зрения самой теории, и самое интересное, что оказалось возможным дать описание этому воздействию на языке самой теории, естественным для неё способом. Значит, оставаясь в рамках понятий этой теории, мы должны представить аппарат управления как некий этнос. Этнос в своём самом базовом и абстрактном понимании у Гумилёва это система воспроизводства жизни на её самом нижнем уровне, который находится ниже уровня социальных отношений - значит основные качества некого коллектива людей, критичные для теории Гумилёва это во первых наличие системы воспроизводства данного коллектива, способность самосохранения коллектива, передача информации и опыта о данных системах путем обучения. Кроме того, необходима вписаность коллектива в определенную среду обитания. Все данные качества должны иметь системные особенности, характерные для данного коллектива. В некоторых ситуациях удобнее оперировать именно наиболее абстрактной формой определения этноса.
Для методического обзора способа использования теории Гумилёва к явлениям общественной жизни сказанного достаточно, для тех же, кому интересно обоснование изложенного тезиса есть статья "Власть как особый вид этноса".
Однако именно при анализе процессов происходящих в бюрократическом аппарате с точки зрения теории этногенеза возникают две другие концепции, важные с прикладной точки зрения.
Тот же самый ход логики, который применяется для установления того, что власть это этнос, применим и к любому бюрократическому аппарату. Возникает исключительно интересная и важная тема - пассионарность аппарата, организации, идеи и способы поддержания этой пассионарности.
И исходя из этого понятия можно проанализировать организации на устойчивость и долгий срок жизни, и убедиться, что могут существовать организации, срок жизни который равен или даже превышает срок жизни этносов, и потому воздействие этих организаций на ход этногенеза надо исследовать отдельно. Понятно, что набору качеств, необходимому для того, что бы организации можно было рассматривать с точки зрения воздействие на этногенез, удовлетворяют как минимум церковь и спецслужбы, религиозные ордена, секты, массонские ложи, клубы - т.е в реальной общественной жизни существует определенный набор организаций, способных и всегда влияющих на направление протекания этнических процессов, и часть этих организаций могут быть постоянными факторами влияния на этот процесс, и наконец без большой фантазии становится ясно, что при устранении государства из сферы регулирования этнических процессов, регулирование этих процессов будет сосредоточиваться в руках теневых структур, что неизбежно должно происходить при демократических государствах и любой реализации концепции гражданского этноса.
И наконец при анализе организаций, способных воздействовать на ход этногенеза, мы естественным образом приходим к понятию элит, Элитология и теория этногенеза, которые однако являются также факторами политической жизни и её главными игроками.
Резюмируем эту часть утверждением, что при применении теории этногенеза для анализа общественных процессов, всегда надо анализировать влияние различных организаций и институтов, имеющих потенциал воздействия на этногенез, иногда это религиозные организации, иногда органы власти, иногда это институты, совмещающие оба качества. Также мы обязаны учитывать поведение элит для понимания происходящих процессов.
Здесь мы приведем одну цитату из работы Гумилёва, которая хоть и не укладывается в структуру нашей статьи, но соответствует одной из заявленных целей, прояснить способность теории Гумилева служить базой для конструирования этносов и потому уместную именно в данном разделе :
"http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ebe06.htm
Хотя пассионарность стихийное явление, тем не менее оно может быть организовано той или иной этнической доминантой. (Этнической доминантой мы называем явление или комплекс явлений - религиозный, идеологический, военный, бытовой, который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.) Но она может и расплескаться, не слившись в единый поток; именно это случилось в Чехии в XV в."
"http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ebe05.htm
Итак, пассионарность - важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в новые суперэтнические системы. Теперь мы знаем его причину - широкая область подсознания, но не индивидуального, а коллективного".
Этническая доминанта в сочетании с пониманием религии как учения, связанного с психотехниками, с понятием пассионарности, в сочетании с понимаем этногенезного потенциала многих структур и общественных институтов образуют вполне стройное, универсальное, мощное и полное множество инструментов для анализа и проектирования этнических явлений и самих этносов.
[1]Артур Хачатрян. "Власть как особый вид этноса"